Нечеткий подход к модели прогнозирования нерегулярных пассажирских авиаперевозок


Просмотры: 169 / Загрузок PDF: 58

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7263-2024-149-4-10-22

Ключевые слова:

нерегулярные авиаперевозки, прогнозирование, нечеткая логика, анализ временных рядов, оптимальная модель, классические модели прогнозирования, статистический анализ, метод SVM, функция ядра

Аннотация

В этой статье мы углубляемся в концептуальные основы нечеткой логики и ее применимость к прогнозированию в контексте нерегулярных пассажирских авиаперевозок. Мы рассматриваем соответствующую литературу, подчеркивая ограничения традиционных методов прогнозирования и обоснование принятия нечеткого подхода. Кроме того, мы описываем методологию, используемую при разработке предлагаемой нечеткой модели прогнозирования, подчеркивая ее адаптивность к изменяющимся эксплуатационным условиям и ее потенциал для улучшения процессов принятия решений в авиационной отрасли. В этом исследовании был предложен новый метод построения модели прогнозирования с использованием нечеткого подхода для временного ряда нерегулярных пассажирских авиаперевозок с внутрирядными мультипликативными вариациями. Метод основан на использовании функций принадлежности при расчете прогнозных значений на основе статистических показателей внутрирядовых изменений. В регулярных авиаперевозках внутрирядовые изменения статистических показателей временных рядов устойчивы. В чартерных авиаперевозках эти изменения неустойчивы. Это обусловлено сильным случайным воздействием внешних факторов (резкий рост спроса на авиаперевозки, экономические изменения и т. д.) на формирование чартерных авиаперевозок. По этой причине использование моделей, основанных на трендовых изменениях, не дает достаточно хороших результатов при построении моделей прогнозирования в чартерных авиаперевозках. Поэтому для решения поставленной задачи предлагается построить модель прогнозирования нерегулярных пассажирских авиаперевозок с использованием нечеткого подхода. Исследуемый метод был протестирован на фактических данных временных рядов чартерных авиаперевозок. Полученные результаты были сопоставлены с классическими моделями прогнозирования (ARIMA, Fine, Medium и Coarse SVM), и было отмечено, что результаты были получены в приемлемых пределах.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Назарли D. (2024). Нечеткий подход к модели прогнозирования нерегулярных пассажирских авиаперевозок. ВЕСТНИК ЕВРАЗИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Л.Н. ГУМИЛЕВА СЕРИЯ: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ, 149(4), 10–22. https://doi.org/10.32523/2616-7263-2024-149-4-10-22

Выпуск

Раздел

Статья

Категории