Архитектурно-пространственная организация мусульманских учебных заведений Казахстана в средневековый период
Просмотры: 107 / Загрузок PDF: 177
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7263-2022-138-1-44-58Ключевые слова:
исламская архитектура, казахская архитектура, композиция медресе, пространство, биоклимат в медресе, закономерность строенияАннотация
Статья посвящена изучению ряда вопросов формообразования медресе Казахстана на разных временных этапах средневекового периода. Рассматривается преимущественное значение древних медресе в структуре города и за ее пределами.
В ходе исследования изучаются тенденции проектирования медресе и вопросы формирования архитектурно-планировочных, функциональных и композиционных решений.
Принимая во внимание актуальность стратегической важности данных объектов, являющихся наследием тюркоязычных государств, в будущем это предопределило причину рассмотрения данной статьи – выявить наибольшую совокупность факторов, повлиявших на композиционное решение и стратегии организации пространств.
Исходя из этой цели, доступные архивные материалы позволили определить основные задачи исследования:
– раскрытие роли медресе как ключевой структуры исламского образования;
– исследование факторов, влияющих на процесс формообразования;
– определение специфики архитектурно-планировочной организации.
Предложена методика, которая позволяет раскрыть философское значение архитектурной композиции учебных заведений как произведения искусства. Описываются градостроительные особенности, архитектурно-художественные характеристики объектов исследования на основе поиска подходов к проектированию, где раскрывается глубокое и структурное соприкосновение идеологических взглядов ислама и тюркских традиции как в духовном плане, так и в архитектурном.
В результате выявлен основной принцип при проектировании медресе. Данный принцип указывает на то, что они были градообразующими объектами. Это позволило в дальнейшем выявить и признать основные стандарты казахской традиционной архитектуры средневекового периода.
В ходе исследования также анализируется процесс дифференциации параметров застройки и изменения объемно-планировочной структуры рассмотренных объектов. В результате выявлена группа факторов, повлиявших на эти изменения.
Выявлены оптимальные архитектурные приемы и инженерные решения в рамках организации благоприятной системы климатизации здания с учетом характерных природно-климатических условий южных, западных и центральных регионов Казахстана, которые оказали также значительное влияние на формообразование учебных заведений.