Памятники культовой архитектуры Cарыарки
Просмотры: 75 / Загрузок PDF: 161
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7263-2021-136-3-33-45Ключевые слова:
сәулет, мәдениет, есткеркіш, портал, күмбез, кубба, тауашасы, барабан, құрлыс, кірпіш, ерітінді, декор, сталактит, иррегация, ганч, глазурьАннотация
Статья посвящена рассмотрению двух традиционных памятников погребальной и культовой архитектуры Сарыарки. Это мавзолей старшего сына Чингисхана – Жошы, а также одно из замечательных средневековых культовых сооружений – Алашахан. Погребальные и культовые сооружения являются частью традиционной казахской культуры и истории, в связи с чем необходимо более глубокое и тщательное изучение этой малоизученной темы. Рассматривая мавзолей Жошыхана, следует отметить, что это один из немногих памятников на территории Казахстана, имеющих собственное имя, то есть известно имя похороненного человека, в честь которого построено мемориальное сооружение. Имя Жошыхана, исторического деятеля, старшего сына Великого Чингисхана, позволяет по историческим письменным источникам установить точную дату строительства мавзолея над прахом умершего Жошы. Кроме того, расположение мавзолея Жошыхана в Центральном Казахстане позволяет историкам сделать вывод о том, что штаб-квартира Жошы, находившаяся в Восточном Казахстане, была перенесена в Центральный Казахстан, на что указывает расположение мавзолея. Обнаружение мавзолея Жошыхана на территории современного Казахстана делает изучение личности Жошыхана, а также мемориального сооружения частью истории средневекового Казахстана. Казахи до сих пор сохранили в своей традиционной культуре обряд кругового обхода - айналмак. Этот обряд хорошо известен по церемонии инаугурации казахских ханов, когда избранного хана поднимали на белой кошме и дворяне девять раз обходили его вокруг солнечного круга. Шаманы-целители совершали круговые движения вокруг больного, чтобы исцелить больного. Этот обряд, широко известный среди казахов, нашел отражение в строении казахских погребальных сооружений – мавзолеев. Так, средневековый мавзолей Алашахана, а также мавзолей Дюзена Сандыбаева (1866 г.) имеют в толще своих стен обходные галереи, по которым совершался круговой обход по движению Солнца, что указывает на древнейшие корни его происхождение. Близки по аналогии мавзолей Саманидов (IX-X вв.) в Бухаре и мавзолей Султана Санжара в Туркмении, где обходные галереи являются рудиментом в структуре этих сооружений. В мавзолеях, где нет обходных галерей, священный обход совершался вокруг самого мавзолея.