Напряженно-деформированное состояние системы «магистральный трубопровод – грунт» на закарстованных участках (на примере участка магистрального газопровода «Сила Сибири», «Чаянда - Ленск»)
Просмотры: 239 / Загрузок PDF: 98
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7263-2023-144-3-80-88Ключевые слова:
магистральные газопроводы, карстоопасность, напряженно-деформированное состояние, метод конечных элементов, непроектная нагрузкаАннотация
В настоящее время к современным газотранспортным системам предъявляются все более высокие требования с точки зрения надежности, долговечности, промышленной и экологической безопасности. Трассы газопроводов размещены в малоосвоенных регионах, где отсутствуют многолетние наблюдения за опасными природными процессами. В настоящее время карст является наиболее скрыто протекающим и трудно прогнозируемым опасным инженерно-геологическим процессом. При проявлении карстового процесса по трассе трубопровода возможно воздействие дополнительной нагрузки. В связи с этим анализ напряженно-деформированного состояния системы «магистральный газопровод – грунт» является важнейшей задачей для определения количественных характеристик напряжений, способных вызвать развитие аварийной ситуации. В статье рассматривается участок, построенного в настоящее время, магистрального газопровода «Сила Сибири», «Чаянда - Ленск». В пределах рассматриваемой территории широко распространены карбонатные формации кембрийского возраста, имеются проявления поверхностных и подземных форм карста. В связи с этим возможна активизация процесса на этапе эксплуатации, в то время как при проектировании данные инженерно-геологические особенности могли не вызывать опасений. В данной работе проведен анализ напряженно-деформированного состояния при совместном деформировании трубопровода и грунта под воздействием возможной нагрузки – карстового провала. Даны предложения по использованию полученных результатов на этапе эксплуатации.